Сразу понятно, что погода – женского рода.
Дяди-синоптики изо всех сил пытаются
ее спрогнозировать, а она как хочет, так и чудит!
Единственное, на что не научился радикально влиять человек — это погода. Возможно, в будущем мы и найдем способ усмирять ураганы, брать на короткий поводок цунами, контролировать землетрясения и направлять ветер в ту сторону, которую захотим. А пока простой дождь может внести серьезные коррективы в наши планы, а утренний туман – испортить не только настроение, но и запланированное путешествие.
Главными врагами любого водителя являются дождь и туман. Мы можем быть недовольны политикой небесной канцелярии, но злиться в случае каких-либо неприятностей, связанных с агрессивными погодными проявлениями, мы должны будем только сами на себя. Для того дабы залитая дождем или окутанная туманом дорога не принесла вам неприятностей, соблюдайте довольно простые правила.
Танцы под дождем
Как только асфальт начинает темнеть от первых капель дождя, мы, сидя за рулем автомобиля, начинаем мысленно вспоминать все матерные слова, которые можно адресовать этому природному явлению. Не зря дождевую погоду называют плохой – а что хорошего в стремительных потоках воды, низвергающихся по лобовому стеклу, и брызг, вылетающих из-под колес впереди идущего транспорта?
То, что во время дождя необходимо в обязательном порядке снизить скорость, понятно всем и каждому, ведь сцепление колес с дорожным полотном существенно снижается, а видимость значительно ухудшается. И не стоит рассуждать по поводу того, что опаснее, потому как рискуем мы всегда одинаково. Коэффициент сцепления колес с дорогой во время дождя снижается в 1,5-2 раза, а это увеличивает тормозной путь и ухудшает устойчивость машины. Особую опасность представляют асфальтные дороги, которые покрыты опалой листвой или грязью.
А еще дождь изменяет внешний вид дороги. Если в сухом состоянии дорожное покрытие матовое и светлое, то во время дождя оно превращается в темное и блестящее зеркало, на котором очень сложно заметить темное препятствие. Движение по такой дороге очень утомляет водителя, которому может казаться, что он стремительно мчится навстречу мрачно-темной бездне в сопровождении мелкой дроби дождя, мелькающего в свете фар и выстукивающего по поверхности автомобиля такие ритмы, которые даже не снились лучшим ди-джеям мира.
Очень большую опасность представляет дождь, который только начался: он делает дорогу скользкой в силу того, что мельчайшие частицы резины от автомобильных покрышек, пыль, масло и сажа из выхлопных труб увлажняются и становятся составляющими скользкой «мыльной» пленки. Потому попадая в полосу только что начавшегося дождя, следует плавно снизить скорость автомобиля, не делая резких торможений и маневров. По прохождении некоторого времени дождь смоет опасную пылегрязевую пленку, и движение по мокрой дороге станет намного безопаснее. Естественно, если покрышки вашего автомобиля не блестят лысиной.
Небольшая изморось и ливень — это две разные истории. Во время проливного дождя вода покрывает дорожное полотно сплошным слоем, и автомобиль начинает терять сцепление с дорогой. Это называется аквапланирование, смысл которого заключается в том, что колеса просто не успевают выдавливать из-под себя воду, потому под ними образуется так называемый водяной клин. Аквапланирование почувствовать довольно просто: рулевое колесо начинает крутиться очень легко. В этом случае необходимо плавно снизить скорость, не используя при этом тормоз, и продолжить свой путь после того, как колеса продавят слой воды, и сцепление с дорогой станет лучше.
При вождении в дождь необходимо учитывать еще один коварный фактор — лужи.
Проезжать участок дороги с лужами на большой скорости не рекомендуется по нескольким причинам:
- вы можете устроить душ проходящим неподалеку пешеходам;
- грязная вода попадет на лобовое стекло вашего автомобиля, ухудшив обзорность;
- вода может попасть под капот и заглушить двигатель;
- под водой могут скрываться ямы;
- намокшие тормозные колодки могут подвести вас в решающий момент;
- сцепление с дорогой колес, попавших в лужу с одной стороны, станет намного хуже, чем сцепление колес с другой стороны автомобиля, а это чревато серьезным заносом.
Коэффициент сцепления с дорожным полотном во многом зависит и от продолжительности дождя. Продемонстрируем это на примере следующей схемы:
время t0-t1 – начало дождя
время t1-t2 – продолжительность дождя
время t2-t3 – высыхание дорожного полотна
О тумане и о зрительном обмане
Если вы думаете, что дождь – это самое серьезное погодное испытание, которое приготовила для вас матушка природа, тогда вы глубоко ошибаетесь, ибо туман требует от водителя куда большей концентрации и напряжения всех физических, моральных и всего остального набора сил, которыми он располагает.
Движение в тумане опасно в основном не из-за существенного снижения видимости, а из-за искажения расстояний – явления намного более опасного, чем плохая обзорность. Зачастую зрение водителя, попавшего в туман, играет с ним злую шутку, и все расстояния ему кажутся в два раза большими, чем есть на самом деле. Именно при этом очень важно в тумане не только скидывать скорость, но и увеличивать дистанцию.
Почти 70% всех дорожно-транспортных происшествий, которые случаются в тумане – это наезд на стационарные препятствия или столкновение с впереди идущим транспортным средством. Вы можете видеть в тумане габаритные огни другого автомобиля, но никогда не будете знать точно, движется он или стоит.
При движении в тумане необходимо использовать «противотуманки», однако всегда следует помнить, что эти фары будут эффективны лишь в том случае, если будут правильно отрегулированы.
Основные правила движения в тумане заключаются в том, чтобы:
- уменьшить скорость до половины расстояния видимости в метрах (к примеру, если вы видите не дальше 40 метров, нужно двигаться со скоростью, не превышающей 20 км/ч);
- включить ближний свет фар, который намного лучше справляется с туманом, чем дальний;
- вместе с ближним светом включить и противотуманные фары, желтый свет которых лучше проникает сквозь пелену тумана;
- включить стеклоочистители;
- время от времени посматривать на линию разметки для ориентации;
- соблюдать дистанцию и не приближаться слишком близко к транспортному средству, которое идет впереди;
- ни в коем случае не ориентироваться по габаритам впереди идущего автомобиля;
- стараться обойтись в полосе тумана без обгона.
Будьте бдительны и старайтесь поступать так, чтобы потом не было больно за бесцельно прожитые годы и просто больно. И еще нужно всегда помнить о том, что у природы нет плохой погоды – есть только неаккуратные водители, игнорирующие элементарные правила безопасности.
Фото