Приобретая автомобиль, каждый владелец планирует его использовать. То есть — уверенно чувствовать себя за рулем и управлять своим «железным конем» на законных основаниях. А для этого необходимо пройти обучение и получить водительские права.
Для сдачи экзамена в ГИБДД нужно собрать стандартный пакет документов, сдать теорию и практику. Но перед этим необходимо научиться водить автомобиль. Существует несколько путей к достижению заветной цели. Можно пройти обучение в автошколе, обратиться к частному инструктору или научиться вождению самостоятельно.
Обучение в автошколе
Стандартная программа обучения в автошколе на права категории В включает в себя минимум 206 часов теории и 32 часа вождения.
Плюсы этого варианта — программа, созданная с учетом всех основных положений ПДД, важных навыков и типичных ситуаций на дорогах. Выпускник автошколы хорошо осведомлен о деталях приема экзамена в конкретном подразделении ГИБДД. Он чувствует поддержку инструктора и одногруппников и обычно имеет возможность сдать экзамен на том автомобиле, на котором обучался вождению и т.д. Получить заветное водительское удостоверение или «права» несложно!
К минусам этого способа можно отнести недостаточную гибкость системы обучения, преобладание теории над практикой, большие временные затраты и не всегда удобный график.
Десять-пятнадцать лет назад остро стояла проблема плохого состояния учебных автомобилей. Сегодня это неактуально. Автошколы, как правило, имеют собственный автопарк, состоящий из пусть и не самых «крутых», зато современных автомобилей в неплохом техническом состоянии.
Решить вопрос технического состояния учебных ТС оказалось проще, чем найти хороших специалистов. Зарплаты автоинструкторов не слишком велики, работа у них сложная и нервная. Неудивительно, что наряду с энтузиастами своего дела в автошколах чаще, чем хотелось бы, работают случайные люди. Повезет ли вам с инструктором — неизвестно.
Нередко в числе преимуществ автошкол упоминают наличие тренажеров. На самом деле, тут все не так однозначно. Тренажер помогает приобрести первичные навыки вождения в спокойной обстановке. Но он же может приучить вас к ложному чувству безопасности и безнаказанности, которое после интенсивных занятий на тренажере иногда сохраняется и в реальных дорожных условиях.
На что нужно обращать внимание, выбирая автошколу:
- Наличие действующей лицензии, в которой указано, что автошкола имеет право осуществлять подготовку водителей категории В.
- Оформление договора. В документе должно быть прописан общий срок и стоимость обучения, количество часов теории и практики, наличие и стоимость дополнительных услуг (например, дополнительных часов вождения) и ответственность автошколы. Договор должен быть скреплен круглой печатью и подписями сторон.
- Наличие кассового чека или другого платежного документа.
- Состояние автопарка.
- Степень свободы обучаемого при выборе удобного для него расписания.
- Возможность замены инструктора.
- Особенности оформления страховки на машину. В договоре ОСАГО должно быть указано, что данное ТС является учебным автомобилем. Такая формулировка поможет избежать конфликтов в случае аварии (при управлении обычным ТС ответственность несет водитель, даже если у него нет ВУ; при управлении учебным автомобилем ответственным лицом является инструктор).
Обучение у частного инструктора
Получить водительские права можно и без участия автошколы, экстерном, но не без помощи наставника.
Несомненный плюс этого варианта — сочетание индивидуального подхода с большим практическим опытом обучающего. Частный автоинструктор знает стандартную программу. Вместе с тем, он не ограничен жесткими рамками. Он может составить план обучения с учетом особенностей будущего водителя, «отработать» все сложные моменты и т.д.
Уровень частных инструкторов, как правило, более высок по сравнению с инструкторами автошколы. Они работают на себя, заинтересованы в сохранении и упрочении собственной репутации и, как следствие – в качестве подготовки обучаемого. Не будем забывать и об одном из самых ценных ресурсов — времени. Частный инструктор готов идти навстречу будущему водителю и планировать занятия, исходя из его занятости, рабочего графика и т.д. Возможности автошколы в этом плане сильно ограничены.
Итак, при обращении к частному инструктору мы получаем высокий уровень психологического комфорта, качественное обучение, удобный график, любое желаемое количество часов вождения и индивидуальный подход. А есть ли недостатки у этого способа?
Многое зависит от того, как к такому способу обучения относятся экзаменаторы-сотрудники конкретного подразделения ГИБДД. Впрочем, явное предубеждение к ученикам частных инструкторов — это миф. Если вы будете уверенно вести себя за рулем и произведете благоприятное впечатление на экзаменатора, способ вашего обучения наверняка покажется ему несущественным. А вот если вы будете нервничать и совершать глупые мелкие ошибки, не исключено, что к вам отнесутся менее лояльно, чем к выпускникам автошколы.
Другие недостатки этого варианта — невозможность сдать вождение на привычном автомобиле и необходимость самостоятельно изучать теорию. Впрочем, последнее для многих недостатком не является — при некотором усердии ПДД и билеты можно изучить самостоятельно. А, если вы не сможете самостоятельно разобраться в каком-то вопросе, всегда можно проконсультироваться у инструктора.
На что нужно обращать внимание, выбирая частного автоинструктора:
- Наличие действующей лицензии, в которой указано, что инструктор имеет право обучать водителей категории В.
- Наличие официального договора с указанием стоимости обучения и ответственности обучающего. Количество часов в данном случае определяется по договоренности. Если инструктор является индивидуальным предпринимателем, он может работать как с печатью, так и без нее. При отсутствии печати достаточно скрепить договор двумя подписями.
- Приняв деньги, инструктор обязан выдать вам кассовый чек или другой платежный документ.
- Автомобиль должен находиться в хорошем техническом состоянии и быть оборудован в соответствии с требованиями ПДД к учебным автомобилям.
- Как и в случае с автошколой, в страховом полисе ОСАГО должно быть указано «учебный автомобиль».
Самостоятельное обучение
Согласно п. 21.1 ПДД, выступать в роли инструктора может только человек, у которого есть водительское удостоверение необходимой категории и документ, подтверждающий его право обучать вождению (Постановление Правительства РФ №67 от 24.01.2001). В соответствии с п. 5 Основных положений учебный автомобиль должен иметь опознавательный знак 9.5 «Учебное транспортное средство», дополнительное зеркало заднего вида, а также дополнительные педали тормоза и привода сцепления (п. 21.5 в редакции Постановления Правительства РФ №67 от 24.01.2001)
Таким образом, обучение на необорудованном автомобиле, а также обучение без лицензии является прямым нарушением ПДД. Поэтому в качестве полноценного варианта самостоятельную подготовку рассматривать не стоит.
Какой способ обучения выбрать – решать вам. Но, какой бы вариант вы не предпочли, к выбору стоит отнестись серьезно. Ведь от этого зависит не только успешная сдача экзамена, но и уверенное, безопасное вождение после получения заветных прав.
Получить водительские права при желании легко, но нужно помнить, что заветная карточка не только наделяет вас привилегиями, получая водительское удостоверение, вы берете на себя и самые серьезные обязанности, главная из которых — оставить других участников дорожного движения живыми и здоровыми.
лучить водительские права при желании легко, но нужно помнить, что заветная карточка не только наделяет вас привилегиями, получая водительское удостоверение вы берете на себя и обязанности.