Не люблю я, чтоб к моей машине прикасались, не люблю. Помните, я говорил про специалистов, которые кверху каком стоят у капотов на проезжей части дороги? Ну вот, коли вы не такой (или не такая), слушайте - даю советы, делюсь опытом. Ваше дело - навострить ушки, выпучить глазки или выбросить это к чертовой матери.
Говорить будем о том, как и когда автомобиль просит вас о помощи. И эта тема - самая главная. Тема предвидения, тема заблаговременности. Будем учиться отличать дикий вопль автомобиля от тихого плача.
Секрет №1.
Когда я говорю своим ученикам на самых первых порах обучения, что педаль - не самое главное для него, то я вру, нагло и бессовестно вру. Но у меня нет другого выбора. Как иначе мне научить его владеть машиной? Но я не зло вру, я по-доброму, и с мыслью тайной не грузить его. Пока информация лишняя, я даю время с ней разобраться. Так вот, и педаль, и механизм сцепления, на самом деле, как говорит мой сын - <забей, папа, это отстой>. Хоть и не отстой, но функционально оно, сцепление, честно говоря, на 95% вообще не нужно. <Ну как же? - скажете вы. - Столько времени на него убили, а оно, выясняется, не нужно!> Да нет, нужно, но, во-первых, не в таких объемах, как вы им пользуетесь, и, если быть честным до конца, то на ходу я им не пользуюсь вообще. Кстати, один мой ученик, пытливый мальчик, видимо проникновенно следил за моими действиями, и увидел это - так пришлось его выводить из шока, потому что он пытал меня в истерике, а я не мог объяснить ему на пальцах, что такое равные угловые скорости, которые еще и надо слышать. И правда, если слышать эти угловые скорости вращающихся элементов редуктора, то механизм сцепления не нужен.
Так какая педаль все-таки самая главная? Этот разговор я завел, потому что есть педаль, которая лучше всех говорит о состоянии двигателя. Через нее водитель может получить всю информацию о состоянии автомобиля. Это педаль управления дроссельной заслонки. Какая-какая педаль? Ну, или педаль акселератора. Если и так не понятно, то педаль газа, хотя к газу она никакого отношения не имеет. Даже если слово газ перевести на английский gas - бензин, то к бензину она отношения тоже не имеет. Она управляет разрежением во впускном коллекторе и не более. Ну да ладно, пусть будет газ. Так вот этот газ - единственная самая информативная педаль, и кое-кто из вас это уже замечал, что по этой педали вы, те, кто ездите, по-разному ощущали машину в разные дни, на разных дорогах, при движении в гору, с горы - она вам рассказывала о том, как тяжело или легко двигателю. И, наверное, вы чувствовали это, пытаясь двигаться на холодном непрогретом двигателе. Вот мы с вами и нашли главный информационный центр - педаль-акселератор.
Возьмите зажигалку и со всей силы сожмите ее в пустом кулаке. Давите крепче, да так, чтобы кисть от усилия побелела. Так и держите. Сколько весит зажигалка? Не надо отвечать по памяти. Вот сейчас сколько весит зажигалка? Правильно, кроме боли в руке и очертания предмета, вы ничего не чувствуете. А теперь возьмите зажигалку на открытую ладонь. Теперь вес чувствуете? Правильно. Теперь сравните, где вес правдивее. И еще, обратите внимание, на открытой ладони безмолвная зажигалка говорила с вами, рассказывала о себе, о своем весе, и вы умели это слышать. Конечно, можно пытаться слышать только себя и ничего больше вокруг, но запомните: автомобиль создан не для вас. И ему нужно ваше внимание. И ваше умение слышать его. Со временем и вам начнет резать слух все - даже самые незначительные посторонние звуки в автомобиле - на ходу или стоя на месте. И теперь самое главное - научиться распознавать, слышать их источник и научиться узнавать серьезные стуки и шумы. Ваша внутренняя привязанность к автомобилю сама научит вас этому. Современный автомобиль - достаточно надежная конструкция, но она не может существовать без вас, без вашего участия.