Ну, раз уж русский человек практически не видит самого автомобиля, а видит только так называемые опции к нему, то давайте поговорим об этом. Я это говорю с великим сожалением, потому что сами производители, и дилеры, перестали рассказывать о технических достоинствах самого автомобиля и все ваше внимание приковали на обвес, на внешний вид автомобиля и так далее.
Очень простой пример. Это размалеванная, вызывающе одетая девица притягивает взгляды, но на самом деле как правило внутри пуста и недалека. И что касается мужиков, то они вряд ли свяжут с ней жизнь. Нет, если, конечно, это слюнявые мужчинки, то это - вариант для них.
Так вот так же и автомобиль. И чего же туда засовывают? Будем рассматривать со всех точек зрения.
Первое - сервосистемы рулевого управления. Хорошо это или плохо? На самом деле, всем автоинженерам давно известно, что гидроусилитель - это убийца, да еще какой убийца, я вам серьезно говорю. Реальная потребность в нем возникает только тогда, когда вы находитесь в так называемом габаритном маневрировании при небольших скоростях, соответственно тогда он заметно облегчит работу с рулевым колесом. Если на скорости, на скоростном шоссе вам придется выполнять какое-нибудь любое контраварийное действие, скажем, резкое изменение траектории движения, ряда и т.д., и т.п., то тут этот «помощник» может оказать вам медвежью услугу - поможет вам сыграть в ящик, потому что неопытная рука применит с испуга чрезмерное усилие.
Есть рулевые сервисные устройства, которые видятся мне очень и очень адекватными, но они, конечно, сложные и, как следствие, дорогие. Такие устройства называются адаптивные. Они обеспечивают увеличение прикладываемого усилия на низких скоростях, как раз на этом самом габаритном маневрировании, и отключают его на скорости более 25- 30 км/ч.
Мне кажется, еще целесообразным было бы сделать так, чтобы сервосистема еще и затрудняла слегка рулевое колесо на более высоких скоростях.
Следующее - антиблокировочная система, или АБС, так будет проще. Это та самая антиблокировочная система тормозов. Я же уже говорил, что тормоз - это смерть, и эта смерть случается только из-за одного - все дело в том, что практически любая потеря контроля над автомобилем почти всегда связана с остановкой вращения колес. Так вот, бешеный водитель с выпученными глазами при любой ситуации, чуть более серьезной, чем обычная, со всей дури давит на педаль рабочего тормоза. Конечно, результат себя ждать не заставляет. Я вас уверяю, система АБС рассчитана как раз на такую категорию водителей.
Могу вам рассказать о неком эксперименте на льду, который я проводил года два тому назад. Взяли два автомобиля: один - новый, «Ауди», хорошая зимняя резина, АБС и т.д., и т.п., за рулем - хозяин автомобиля, недавно научившийся управлять автомобилем, и автомобиль обыкновенный, русского производства, ВАЗ 2114, обыкновенная летняя резина, никаких АБС и т.д., и т.п. Расстояние - 100 метров от вешки до вешки. Разгон - до скорости 35 км/ч. У вешки - обоюдное торможение. По вешке меряем тормозной путь. Что мы видим с вами? Интересная картинка. Автомобиль, оснащенный зимней резиной, АБС, проходит тормозной путь длиннее, чем автомобиль, управляемый очень опытным человеком без зимней резины и без всяких АБС. Меняем водителей местами, получаем опять картину, другую: автомобиль с АБС останавливается с более коротким тормозным путем, автомобиль российский, ВАЗ 2114, проходит неимоверно огромное расстояние.
Так в чем причина, в чем беда, что я этим хочу вам сказать? Да я этим хочу сказать только буквально следующее: умелая и опытная нога может адекватно остановиться автомобиль. Вообще, честно говоря, не был уверен в успехе этой затеи, но я просто-напросто в очередной раз убедился в том, что умелая нога работает лучше механизма. И еще - этим я нисколько не хотел принизить достоинство и необходимость системы АБС для отдельных граждан. Я хотел показать, как это делает грамотная нога, что АБС не более чем грубо и некорректно ее копирует. Вот и все.
Устройство АБС очень простенькое, поэтому надежность ее работы достаточно высока. И последнее - для умеющих и опытных водителей она может создать некие неудобства, хотя, если вы будете действовать рабочими тормозами в своем обычном режиме, то она себя никак не проявит.
Система курсовой устойчивости. Это система, конечно, посерьезнее АБС и по устройству, и по цене, хотя идея не новая и до боли простая. И конечно, как и АБС, рассчитана на борьбу с дебилами. Как это работает и для чего? Если кратко, то это электронная система, работающая с многоконтурной тормозной системой. Ее задача - по возможности пресечь действия водителя помимо его воли. Если первый с рождения не знаком с законами динамики, движения, не знаком с центробежной силой, вот эта система при помощи гироскопа и его подобия отслеживает положение корпуса автомобиля в пространстве, отслеживает скорость движения и угол поворота управляемых колес. Когда эти показания переходят все здравые номиналы, компьютер, обработав эту информацию, дает команду исполнительным устройствам на притормаживание отдельных колес, но по принципам, конечно, антиблокировки.
Итак, эта система работает совместно с АБС, и для отмороженного еще в детстве водителя. Система курсовой устойчивости никак не проявит себя в обычном режиме эксплуатации, но проверять ее работоспособность я вам не советую. И это очень серьезно.