Одним из самых опасных маневров на дороге является обгон, поэтому нередко сотрудники ГИБДД инкриминируют водителям нарушение правил обгона, хотя на самом деле маневр был выполнен правильно. Это обусловлено, в частности, тем, что за нарушение правил обгона в соответствии с действующим законодательством на водителя можно наложить весьма суровые санкции.
Например, инспектор ГИБДД останавливает водителя, совершившего обгон, и утверждает, что тот пересек сплошную линию, а значит — нарушил . У водителя возникают вопросы: на самом ли деле я переехал через сплошную линию, и если это действительно так — в каком конкретно месте и на какой стадии выполнения маневра?
Ответ на первый вопрос очевиден — при проведении детального разбирательства сотрудник ГИБДД без проблем докажет, что он прав: вот здесь проходит сплошная осевая линия, вот в этом месте дежурил наряд ГИБДД, а вот здесь автомобиль пошел на обгон, пересекая сплошную осевую линию.
Что касается второго вопроса, то здесь «возможны варианты». Все мы знаем, что обгон — это маневр, выполнение которого возможно только при наличии определенного расстояния. Если рассуждать логично, то водитель вполне может начать обгон по правилам (например, при комбинированной разметке — через прерывистую линию со своей стороны), но для завершения маневра и возврата на свою полосу движения ему придется пересечь появившуюся в этом месте сплошную осевую линию. В данном случае пересечение сплошной линии нарушением не является, соответственно — санкции за это не налагаются.
В таких ситуациях некоторые работники ГИБДД могут хитрить. Например, после проверки документов невзначай произносится фраза: «Вообще-то вы сплошную осевую линию пересекли!». Обратите внимание — инспектор не инкриминирует водителю нарушение Правил дорожного движения, а лишь констатирует факт, который действительно имел место быть: завершая маневр, водитель пересек сплошную осевую линию.
Дальнейшее развитие событий во многом зависит от того, как поведет себя водитель. Если он поведет себя неуверенно и согласится с тем, что действительно нарушил ПДД, то наверняка автоинспектор наложит на него соответствующие санкции. Ведь не секрет, что ни один инспектор не откажется зафиксировать правонарушение, с которым человек полностью согласен.
Поэтому твердо заявляйте: «Да, я действительно пересек сплошную осевую линию. Но — при завершении обгона, и лишь для возврата на свою полосу. Так что я ничего не нарушал». Таким образом вы не позволите инспектору искусственно придумать нарушение там, где его и в помине не было.
ВНИМАНИЕ
Несмотря на это, помните: если вы находитесь на встречной полосе там, где это запрещено — вы подвергаете опасности жизнь и здоровье не только себя и находящихся в вашей машине пассажиров, но и других участников дорожного движения, даже если с юридической точки зрения правота на вашей стороне.
Многие водители уверены, что совершать обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен» нельзя ни при каких обстоятельствах. Но Правила дорожного движения конкретно гласят: в зоне действия знака «Обгон запрещен» и «Обгон грузовым автомобилям запрещен» разрешается обгонять одиночные транспортные средства, движущиеся со скоростью менее 30 км/ч (это сказано в описании к дорожным знакам 3.20 и 3.22).
ПРИМЕЧАНИЕ
Это правило распространяется и на сплошную осевую линию — ее также можно пересекать для обгона одиночных транспортных средств, движущихся со скоростью менее 30 км/ч.
И если вы в зоне действия знака обогнали медленно едущий трактор, комбайн, либо иное одиночное транспортное средство, и остановивший вас инспектор инкриминирует вам обгон в зоне действия запрещающего знака, не впадайте преждевременно в уныние.
Наказать вас можно только в том случае, если одиночное транспортное средство, которое вы обогнали, ехало со скоростью более 30 км/ч. Если вы уверены в своей правоте — требуйте составления протокола и в разделе объяснений четко излагайте свое видение ситуации. Но если вы знаете, что виноваты — лучше не спорьте: как известно, добровольное признание смягчает вину.