Бодание штрафных санкций
С 1 января текущего года сезонность шин стала обязательным условием беспрепятственного управления транспортными средствами. Уже в начале 2015-го водителей начали штрафовать за езду на шинах, которые не соответствуют сезону. Дело в том, что с 1 января 2015 года в силу вступил , согласно которому с июня по август категорически запрещено использование зимней и летней резины не по сезону. При этом законодательно прописано, что сезонные интервалы могут меняться в зависимости от того, какие климатические условия характерны для того или иного региона России.
Так все и планировалось, но у нашего законодательства есть свои нюансы. Рассмотрение документа отложили – депутаты уверяют, что закон вступит в силу уже 1 января 2016 года.
После того, как на Крымском мосту в российской столице произошло резонансное ДТП с участием автомобиля марки Ferrari, Следственный комитет предложил ввести уголовную ответственность за вождение без водительского удостоверения, приравняв данное нарушение к незаконному ношению оружия. Кроме того, в ПДД России могут ввести понятие «опасное вождение», предусматривающее наказание за создание потенциально опасной ситуации на дороге. Как «опасное вождение» может быть квалифицировано чрезмерное увеличение скорости, перестроение, не отвечающее действующим ПДД, создание помех и т.д. Если учесть, что показатель смертности на дорогах России составляет порядка 19 человек на 100 тыс. населения, то данная инициатива кажется более чем благоразумной. Для сравнения, в странах Европы этот показатель в среднем составляет 7 человек на 100 тыс. населения.
Полиция в плане наказания нарушителей не останавливается на достигнутом и постоянно ужесточает штрафные санкции. Так, представители правоохранительных органов предлагают отбирать водительское удостоверение у злостных нарушителей на 1 год. Законопроект предполагает привлечение к ответственности тех физических лиц, которые привлекались 3 раза и более.
Наконец, в следующем году может заработать инициатива, согласно которой в карточки дорожно-транспортных происшествий будут вноситься сведения о тех автошколах, в которых проходили обучение участники аварий. Это делается с целью выявления тех учебных утверждений, которые халатно относятся к качеству подготовки будущих водителей.
Законодательный коктейль для автошкол
Определенные изменения коснутся собственно учебного процесса в автошколах. Например, в московских школах подготовки водителей начали учить пользоваться платной парковкой, оспаривать «письма счастья» и не становиться жертвой пронырливых эвакуаторщиков.
Также в конце августа стало известно, что в школах может появиться новая дисциплина – «Автотрезвость». В рамках этого урока курсантам будут рассказывать о пагубном влиянии алкоголя на водителя, а также демонстрировать при помощи специальных очков, как меняется скорость реакции после «принятия на грудь».
Министерство образования пытается внести и свою лепту в улучшение статистики ДТП – его представители рекомендовали автошколам учить водителей эффективному управлению ТС, которое предусматривает перемещение «с оптимальной скоростью, позволяющей расходовать как можно меньше топлива». Аргументируется это тем, что резкие разгоны при реализации «модели поведения гонщика» расходуют больше топлива. Отметим, что порядка 40% ДТП в нашей стране происходят по вине водителей, которые превысили скоростной режим.
Еще одна инициатива принадлежит Департаменту транспорта Москвы, который рассматривает предложение об ограничении передвижения по городу учебных автомобилей в часы пик.
Есть и приятные новости. Москвичам теперь не придется записываться на медкомиссию через столичный портал государственных услуг. С недавних пор эта услуга доступна и через портал , специально созданный для взаимодействия участников дорожного движения и ГИБДД.
Власти столицы решили приобщиться и к разработке схем площадок для автошкол. В Москве в скором времени должна появиться общегородская схема автодромов и закрытых площадок автошкол, которую будет утверждать Департамент транспорта. Возможно, все объясняется тем, что после проверки материально-технических баз всех автошкол на предмет соответствия нормам, проведенной Госавтоинспекцией, около 50% учебных учреждений показали низкий результат. Из 593 школ лишь 261 учреждение успешно прошло проверку. Так что будьте крайне внимательны с выбором того места, где вы будете обрастать водительскими навыками.
В сентябре текущего года в силу вступили примерные программы переподготовки водителей, дающие право автошколам переобучать своих клиентов с одной категории или подкатегории на другую. Напомним, что ранее для открытия очередной категории водительского удостоверения водителям нужно было проходить полный курс обучения, полностью его оплачивая.
Осенью появилась информация, которая не очень обрадовала начинающих водителей – власти начали рассматривать возможность выдачи им не обычных прав, срок действия которых составляет 10 лет, а краткосрочного удостоверения, дающего право управлять ТС лишь на протяжении двух лет. По мнению экспертов, такое новшество позволит в будущем отсеивать неграмотных водителей-новичков, чей стаж не превышает трех лет. Параллельно с этим федеральным законом «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ теперь разрешается сдавать экзамен ГИБДД на категории «В» и «С» гражданам, которым исполнилось 17 лет.
В корне меняется жизнь и для многих экзаменаторов Госавтоинспекции. С 29 октября вступил в силу закон, регламентирующий правила отбора лиц, принимающих экзамен: теперь возраст экзаменатора должен составлять не менее 25 лет (ранее 23 года), у него обязательно должен быть диплом о высшем образовании (ранее среднее специальное образование), он должен быть обладателем прав той категории или подкатегории, по которой сдается экзамен, а также его стаж управления ТС должен составлять 5 лет (ранее 3 года).
Инструкторы в автошколах также не должны расслабляться. ГИБДД предложило отправлять их на курсы по изучению психологии. Это одна из инициатив, адекватность которой не вызывает никаких сомнений, ведь автоинструктор должен не только владеть навыками преподавания езды на различных транспортных средствах, но и уметь найти общий язык с людьми разных психотипов.
Дума об инвалидах
Госдума хочет дать возможность лицам с ограниченными физическими возможностями самостоятельно готовиться к сдаче экзамена на получение водительского удостоверения категории «А» и «В». Также все автошколы и другие профессиональные образовательные учреждения обяжут принимать на обучение инвалидов. Такое предложение внесли представители комиссии Общественной палаты России по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни, а также комиссии по поддержке семьи, детей и материнства.
Ассорти перемен
Совет Федерации России разрабатывает законопроект, который ограничит водителей-новичков в управлении автомобилями, мощность которых превышает 100 «лошадок». При этом неофитов не оставляют наедине со своими проблемами: в этом году для «свежих» выпускников автошкол была открыта круглосуточная бесплатная «горячая линия» - 8-800-234-12-20. Сделано это было в целях адаптации автомобилистов-новичков к условиям дорожного движения.
Хорошо или плохо все вышеизложенное, покажет время. Нам остается только прилежно учиться, вдумчиво сдавать экзамены и стараться не нарушать. Хотя все мы знаем, что радары гаишников зачастую показывают не скорость, с которой двигался автомобиль, а сумму, с которой должен расстаться водитель.
При подготовке статьи были использованы материалы изданий «Ъ», Известия, РИА Новости, Autonews.ru, За рулем, Гильдия автошкол