Стоимость обучения вождению, по сути, самый спекулятивный маркетинговый инструмент частных автоинструторов и автошкол, используемый ими для привлечения своих клиентов. Причем – наиболее непрозрачный, поскольку ни на одном из существующих сайтов автошкол или частников-инструкторов при всем желании не удастся найти подробной калькуляции, более-менее доходчиво объясняющей, из каких составляющих и на основании каких расценок выводилась сумма обучения теории или практических уроков вождения. А публикации на эту тему демонстрируют школьный уровень подготовки авторов, но никак не техническое, а тем более экономическое образование.
А priori стоимость услуг любой коммерческой структуры, каковой, по сути, является любая автошкола складывается из:
- отчислений на уплату аренды помещений, в том числе автодрома или площадки, если здания/сооружения и земля не являются частной собственностью;
- отчислений на оплату аренды или амортизационных отчислений в случае арендованной или собственной материально-технической базы (автотренажеры, автомобили, системы навигационного наблюдения на автоматических автодромах, компьютеры и т.д.), в том числе оплаты по кредитам или лизинговым ставкам в случае выкупа/приобретения оборудования и техники;
- отчислений на оплату коммунальных услуг, электроэнергии, теплоснабжения, услуг провайдеров, телефонии;
- отчислений на оплату непроизводственного штата сотрудников – руководства, бухгалтерии, автослесарей, медицинских работников при услуге предоставления медсправки и т.д.;
- отчислений на оплату преподавателей теории и инструкторов по вождению;
- расходных материалов на обучение вождению – литература, обучающие диски, масло, бензин, антифриз, тормозная жидкость для автомобилей и т.п.;
- налоговых отчислений;
- непроизводственных расходов, в которые обычно включаются не только транспортные затраты, но и другие.
С учетом ограниченной «пропускной» способности автошкол и необходимости сохранять конкурентоспособность на рынке нетрудно понять, что зарплата преподавателей и инструкторов по вождению, а иногда и непроизводственного штата работников стабильно снижается. Этот факт в целом и объясняет более низкий квалификационный уровень преподавательского состава и традиционное для автошкол стремление по максимуму развести клиентов, причем любым возможным способом.
Несколько иная ситуация с ценообразованием складывается у частных инструкторов по вождению, причем в более выгодном, хотя и более рискованном положении оказываются автоинструктора, не имеющие лицензии. Частный инструктор по вождению «забивает» в цену услуги амортизационные отчисления на поддержание автомобиля в технически исправном функциональном состоянии, в том числе на мойку автомобиля, иногда оплату налогов (при оформленном индивидуальном предпринимательстве), расходные материалы (бензин, масло, тормозная жидкость) и т д.
Условно остальная часть стоимости обучения вождению уходит в «карман» к автоинструктору и является, по сути, субъективной ценой его профессиональных и педагогических качеств, а также уровня комфортности обучающего автомобиля. Именно «субъективной», в итоге обуславливающей довольно значительный разброс цен на час урока вождения у разных инструкторов в конкретном городе или регионе даже в случае однотипных по приводу и марке автомобилей. А также факт, что частные делает одолжение ученику, а ученик – инструктору по вождению, финансово поддерживая наставника и его семью в условиях жесткой конкуренции между автоинструкторами, а также автоинструкторами и автошколами.