Мечта о собственном автомобиле возникла у меня уже давно. Но денег на него не хватало и мечта отодвигалась все дальше и дальше. Но однажды появился случай недорого купить новое авто, а деньги на первоначальный взнос по кредиту у меня уже были. Дело оставалось за малым (тогда я так думал) – научиться вождению автомобиля. Зарегистрировавшись в автошколе и внеся плату за обучение, я с нетерпением ждал первого занятия. Каково же было мое разочарование, когда вместо учебного полигона нас, то есть учеников автошколы, направили в лекционную аудиторию.
Честно говоря, я уже думал, что придется вспомнить университетские годы и подремать на лекции. В аудиторию вошел инструктор – уже совершенно седой мужчина лет 50-60. Он представился, рассказал немного о себе – профессиональный водитель, стаж вождения – 30 лет, все категории транспорта, 15 лет в этой автошколе и так далее. После чего он начал читать нам вводную лекцию. Пропустив мимо ушей вступительные фразы, и немного послушав дальнейшую его речь, я понял, что инструктор излагает очень даже полезные вещи. Так, ранее, читая Правила дорожного движения, я и подумать не мог, что все может быть настолько сложно. Инструктор сразу же призвал нас на время обучения забыть о советах друзей и бывалых водителей – ведь те, хотя и имеют практический опыт, могут давать неверные подсказки, которые на дороге могут стоить жизни. Первая лекция была вступительной, и на ней инструктор в основном готовил нас к тому, что результаты обучения будут зависеть от нас самих, хотя, по его словам, более 90% людей после обучения в получают водительское удостоверение. Последующие лекции были полностью посвящены правилам дорожного движения. Мы учили, почему в спорной ситуации едущий справа всегда имеет преимущество, что означает каждый дорожный знак.
Я, честно говоря, уже не выдерживал – так мне хотелось перейти к практическим занятиям. Но на мои вопросы «когда же все-таки нам дадут настоящую машину?» инструктор только смеялся и говорил «настоящую машину купишь себе сам, а здесь будешь ездить на учебной.», после чего вся группа, включая меня, смеялась. Однако на шестом занятии нам устроили небольшой экзамен. Не предупредив заранее, нас повели в другую аудиторию, где стояли компьютеры. Когда все заняли свои места, инструктор объявил, что сейчас нам предстоит пройти «небольшую проверку знаний», и что на это нам дается ровно один час, после чего просто ушел из аудитории. Экзамен состоял из 100 тестовых вопросов – 60 теоретических и 40 практических, сопровождающихся рисунками. Некоторые вопросы были мне знакомы, и на них я ответил без малейших затруднений, некоторые же я видел в первый раз. Особо это касалось практических вопросов, потому что я никогда прежде не управлял машиной и даже представить себе не мог такие ситуации в реальной жизни. Мне очень не понравилась компьютерная программа, на которой мы проходили тестирование. Худшее в ней по моему мнению – это то, что она не дает возможности вернуться на несколько вопросов назад, то есть сначала решить самые легкие вопросы, а затем уже подольше подумать над более сложными. А так мне пришлось на некоторые вопросы отвечать наугад. Через час пришел инструктор и объявил о том, что экзамен закончен и все могут быть свободны до завтра. Все начали расходиться. Однако каково же было мое удивление, когда я увидел, что инструктор даже и не собирается подходить к компьютерам и проверять наши ответы! Правда впоследствии я узнал, что инструктор, как человек пожилой и консервативный не любит иметь дела с компьютерами. На следующий день нам объявляли результаты. Проходной балл к практическим занятиям был установлен на отметке 65 из 100. Не прошедшие этот экзамен к практическим занятиям не допускались, но при желании могли, повторно внеся сумму за обучение, пройти переподготовку. Я набрал 72 балла, чем был чрезвычайно доволен. На мое удивление, на этой стадии никто не отсеялся.
Практические занятия были назначены на следующую неделю. За практические занятия плата вносилась отдельно – либо канистра бензина (19 л), либо ее денежный эквивалент плюс десять процентов за поездку на заправку. Я предпочел выплатить деньгами, так как неудобно было тащить за собой через весь город канистру бензина в общественном транспорте. Вспоминая рассказ друга о том, как он учился на Honda Civic 1.4, я с нетерпением ждал практических занятий. Приехав на полигон, я увидел там несколько BMW. Что ж, реальность оказалась даже лучше ожиданий. Вся группа столпилась возле машин, ожидая инструктора с ключами. Однако инструктор, придя, повел нас на другую площадку полигона, где стояли не очень новые «шестерки» Жигулей. Посмеявшись над нами, он объяснил, что на BMW занимаются в школе экстремального вождения, где и плата за обучение в десятки раз превышает нашу, а мы же будем заниматься на Жигулях. Ну, что же, Жигули – тоже машина, по крайней мере так заявляли все мои знакомые обладатели этого чуда техники. Первыми занимались те, кто получил наивысший балл на экзамене. Я оказался восьмым из двенадцати. Не такой уж и плохой результат, но можно было бы и получше. Так что мне пришлось стоять и наблюдать, как другие выписывают круги и змейки по полигону. Все мы, конечно же смеялись над неумелыми действиями водителей-учеников. Даже те, кто уже вернулся с полигона, несмотря на их ужасные рассказы, как тяжело управлять машиной и что ждет остальных, тоже не могли удержаться от смеха, наблюдая, как очередной горе-водитель сбивает конус на «змейке» или теряет управление в повороте. К счастью, все заканчивалось резким торможением и никто не пострадал. Где-то через час или полтора подошла и моя очередь.
Сев в машину, я сразу отметил пару педалей под ногами у инструктора. Я спросил, зачем они нужны, на что инструктор ответил: «видел, как некоторые выписывают? То-то же.». Несмотря на полученные советы и пять лекций, я позорно заглох на старте, чего, кажется не сделал в тот день больше никто. Перепугавшись, что инструктор меня сейчас выгонит, я быстро завелся вновь, и помня инструкции, выжал сцепление и включил передачу. Однако, забыв о всех правилах предосторожности, я сдуру бросил сцепление и топнул по педали газа. Машина взвизгнула задними колесами, дернулась и рванула с места так, что только пыль полетела. Инструктор сказал «Ну вот ты и тронулся». Я предпочел не обращать внимания на издевательство и обратил взгляд на дорогу. Задание было простым – сделать пару кругов по полигону, проехать «змейку» с обоих сторон, выйти на скоростную прямую, разогнаться до 90 километров в час и затормозить, остановившись в указанном месте. Круг дался мне легко, а вот на змейке я сбил пару конусов, а на прямой вообще разогнался аж до 110 км/ч и промахнулся мимо отмеченного места. Машина, надо понимать, пострадала от моего обращения с ней немало - я умудрялся не до конца выжимать педаль сцепления, из-за чего из коробки передач доносились жуткие скрипы трущегося металла, руль я дергал слишком резко, а на педали не нажимал, а бил по ним с размаху. Теперь я, конечно, понимаю, что я делал не так, но тогда мне это казалось единственным способом управлять машиной. Единственным моим достижением было то, что инструктор ни разу не воспользовался своими дополнительными педалями.
Я ожидал, что после такого «мастер-класса» меня с позором выгонят из автошколы, но инструктор, хотя и отметил все мои ошибки, сказал что ничего, с перепугу всякое случается. Дожидаться окончания занятий я не стал, уехал домой, сославшись на плохое самочувствие. Все время до следующего занятия я размышлял – неужели мне так и не суждено управлять машиной? Я трезво оценил свои способности и понимал, что так по дорогам ездить нельзя. Мне стало жаль потраченных впустую денег и я решил во что бы то ни стало научиться вождению хотя бы так, чтобы меня можно было выпустить на дорогу. Второе занятие принесло разочарование – мы были вынуждены повторить то же самое. В этот раз я справился немного лучше и понял, что в вождении главное – не знание теории или способности, а практический опыт, который можно получить только за рулем.
Последующие занятия были похожи. В наш круг упражнений вошли грунтовая трасса, мокрая дорога и перекрестки, на которых мы занимались по 2-3 человека одновременно. Увидев, что мне еще многое предстоит освоить, я договорился с инструктором о частных уроках. Теперь по вечерам я проводил время на полигоне на машине инструктора – на «копейке» Жигулей. Машина мне не очень понравилась, так как она была в еще худшем состоянии, чем учебная. Кроме того, меня немного смущало то, что в ней не было учебных педалей под ногами у инструктора. Как ни странно, но вождение понемногу начало доставлять мне удовольствие. После третьего урока инструктор сказал «Вези меня домой» и назвал адрес. Я попробовал отказаться, но он сказал «давай-давай, едь».
Чувствовалось, что если я начну отказываться, он не будет давить, но мне к тому времени уже самому хотелось выехать на настоящую дорогу. Ехать было очень сложно – я забывал показывать повороты, наезжал на бордюры и не мог тронуться на перекрестках. Но в конце концов я доехал до дома инструктора. Решив загладить неприятные впечатления, я поддал напоследок газу и резко затормозил. Однако нога соскользнула и попала на педаль газа. Пока я сориентировался, тормозить было уже поздно и машина, уже в конце тормозного пути врезалась в деревянный забор, который от такого обращения упал. Инструктор конечно же высказал все, что он думает обо мне. Мне повезло – на машине не было никаких повреждений, а забор мы в два счета поправили. С тех пор это стало традицией – я каждый раз после занятий отвозил инструктора домой и, помня о происшествии, перед самым домом аккуратно тормозил. Тогда мне было страшно, и я не понимал, зачем инструктор доверяет мне ездить на его машине по дорогам общего пользования, но теперь я понимаю, что это была своего рода «шоковая терапия». Еще через две недели и четыре занятия принимался выпускной экзамен. Меня прямо распирало от гордости – как же, не самый лучший ученик, а первым выехал на дорогу. О своих частных уроках, впрочем, я предпочитал не говорить, чтобы не портить репутацию.
На выпускном экзамене присутствовали все упражнения, а в заключение необходимо было объехать два квартала вокруг офиса автошколы. На полигоне я показал достаточно хороший результат, зато в городе мне не было равных – там где остальные запинались и путались, я без проблем проходил сложные участки.
На следующий день я получил желанное водительское удостоверение…
Максим,
Екатеринбург.