Решение сесть за руль вызревало долго. Как-то не могла поверить в то, что я смогу водить машину, не буду теряться в сложных ситуациях на дороге и найду общий язык с гаишниками.
С другой стороны, совершенно опротивели троллейбусы, в которых околеваешь от холода зимой и плавишься от жары летом. На работу добираться больше часа даже в нашем небольшом городке, а если надо съездить из офиса в центр и обратно, то убиваешь как минимум три часа. Часто доводилось добираться домой поздно вечером и мерзнуть под звездным небом по 40-50 минут, ожидая крупный рогатый транспорт, который мог и вообще не явиться.
А чего стоят грязные липкие поручни, вечно заляпанные какой-то дрянью сидения и омерзительные алкаши, которым <приспичило> ехать в час пик!
Да, можно сказать, что одной из главных причин моего решения пойти на курсы по вождению была постоянно растущая ненависть к троллейбусам...

О том, как работает автомобиль и как им управлять, я имела очень слабое понятие. Знала, что существуют газ, тормоз, сцепление, коробка передач и ручник. Из приборов знакомым был только спидометр. Правила дорожного движения казались не такими уж сложными, однако первые же занятия развеяли этот миф в пух и прах.

Перед тем, как пустить за руль, полторы недели нас накачивали теорией. Изучали знаки, дорожную разметку, сигналы регулировщика, устройство автомобиля. Обилие новой информации, благодаря разговорчивости нашего лектора замешивалось в моей голове в жуткий винегрет, разбираться в котором не очень хотелось, да и времени на это не хватало. Как назло, на работе начальство вдруг активизировалось и делало все, чтобы я не успевала посещать занятия. Несмотря на это теория все-таки начала складываться в более-менее определенную картину. Причем только тогда, когда лекции закончились, и мы начали решать задачи в экзаменационных билетах. Под конец обучения я уже довольно сносно разбиралась в знаках, разметке и перекрестках.

Но самыми интересными были, конечно, практические занятия. Оплатив за обучение и пройдя медкомиссию, я готовилась впервые сесть за руль. Представляла, как в спокойной обстановке, не спеша, буду разбираться с <железным конем> - автомобилем.
Ага! Как бы не так! Инструктор, седой и на вид строгий мужик, оказался еще более разговорчивым, чем лектор! За час занятия он успел мне наговорить столько, что у меня реально кружилась голова. Мало того, оказывается, все, что я делала, было не так. Газовала или слишком слабо или чересчур сильно, тормозила слишком резко, передачи переключала неправильно, сцепление бросала, а не отпускала. Движение задним ходом - кошмар, порядок остановки автомобиля из пяти попыток - ни разу правильно. Первое занятие прошло, в принципе, неплохо, а вот после второго пришла навязчивая мысль: <Черт меня дернул пойти на эти курсы!>

Меня раздражало больше всего то, что я теоретически все понимаю, но когда доходит до дела - теряюсь и забываю элементарные вещи. Казалось бы, чего проще: заехала в гараж, жми сцепление-тормоз, ставь на ручник, переключай передачу на нейтралку, отпускай сцепление, отпускай тормоз. Раз десять заезжали в гараж, а я снова забываю то одно, то другое!

Потом мы ездили на учебной территории, учились переключать передачи, трогаться с места, тормозить. На ручке, которая переключает передачи, нарисована схема. Опять - теоретически все понятно, но на практике... постоянно, переходя со второй передачи на третью, включала пятую!

А на следующий день был выезд в город! Кажется, я поняла, что чувствуют зомби (именно так я и выглядела). Подчинялась только командам инструктора: <Первую! Раз-два!>, <Вторую! Раз-два!>, <Левый поворот!>, <Тормози!>, <Поехали!>... Кстати, это очень напоминало дрессировку сторожевых собак. Да, кажется, он еще что-то меня спрашивал о знаках, о светофорах... Но я кроме команд ничего не воспринимала, даже не помню, курил он или нет. Продвигаясь по улицам, я пережила самую настоящую панику: пешеходы буквально прыгают под колеса, водители ездят каждый по своим собственным правилам. Сколько меня не обгоняло машин - ни на одной повороты не включались. Бывали и двойные обгоны. Я говорю инструктору: <Они же нарушают правила!> А он: <Ну, догони, набей им морду!>
А на одной узкой улице машин не было вообще, так вышел какой-то облезлый пес, стал посреди дороги, смотрит прямо в глаза, виляет хвостом и не уходит! Я кричу: <Что делать?> А инструктор: <Выйди, спроси, какие у Бобика намерения, куда он соизволит переместиться...> К счастью, Бобик соизволил вовремя уйти с дороги...

Проехав круг по городу и благополучно вернувшись, я приняла твердое решение: <Когда куплю машину, пусть только кто-то посмеет сказать хоть слово - сразу выгоню вон!> Уж очень болтовня отвлекает, и радио тоже. Как эти водители могут ездить с музыкой, общаясь с веселой компанией, да еще и по мобилке говорить? Кстати, после первой езды по городу я добрых минут пять не могла перейти улицу на пешеходном переходе. Честное слово, было страшно!

<Период зомби> длился недели три, причем занятия проходили ежедневно. В ушах звенело от криков инструктора: <Чего крадешься?! Чего крадешься?!> а через секунду: <Чё газуешь?!!>

Потом я неожиданно сделала открытие, что в машине существуют зеркала! Сразу стала уверенней себя чувствовать на дороге и на вопрос инструктора: <Какого цвета машина сзади?> впервые ответила: <Белая!> вместо обычного: <Какая разница?>
Но и тут не обошлось без сюрприза. Однажды, подъезжая к автобусной остановке, я захотела перестроиться в левый ряд. Глянула в зеркала - сзади никого. Пока я вспоминала, куда надо переключать указатель поворота (вверх или вниз), вдруг, откуда ни возьмись, слева - вжик - красный <Жигули>! Оказывается, есть такая <мертвая зона>, когда задний автомобиль тебя обгоняет, а его не видно ни в одном из зеркал. Хорошо, что я не дернула руль влево без включения поворотов, а ведь очень хотелось!

Еще одна ситуация с зеркалами заслуживает внимания. После того, как я не пропустила людей на пешеходном переходе и получила очередной нагоняй от инструктора, приближаясь к следующему переходу, я, естественно, внимательно следила за людьми. Вот, стоит тетка в шубе. Стояла, стояла, а когда я уже вплотную подъехала к переходу, вдруг как выскочит на дорогу! Я - по тормозам, а инструктор вопит: <Ты что делаешь?!!>
Говорю: <Пропускаю пешехода>. А он: <А ты в зеркало заднего вида посмотрела? 100% даю, что нет! А если бы фура восьмитонная сзади шла, она бы тебе как припечатала!> Оказывается, пешеходам запрещено внезапно выскакивать на дорогу...

Основным моим заданием по практическому вождению были маневры на тренировочной площадке. Постепенно я освоила движение задним ходом, научилась плавно тормозить, заезжать на эстакаду (на горку).
На эстакаде меня немало удивил ручной тормоз. Всегда думала, что у него есть лишь два положения - включен или выключен. А то, что он скрипит - это потому, что переключатель не смазан или что-то в этом роде. Так вот, оказывается, что ручник на эстакаде надо дотягивать до конца! Если не дотянуть хотя бы на одно деление, машина покатится назад на подъеме или вперед на спуске! И вниз ручник надо опускать тоже до конца, чтобы зря не терлись тормозные колодки.

В общем, езда начала немного получаться, даже знаки я стала видеть не тогда, когда они уже перед самым носом, а метров за 100 впереди. Однажды ехали по окраине города, вдруг вижу - впереди машины ГИБДД, скорая помощь, еще какие-то, мигает аварийная сигнализация! <ДПТ!> - кричу. А инструктор: <Ну, чего смотришь, рот разинула? Ты-то что будешь делать?> А разметка-то сплошная, двойная! Но в подобных случаях пересекать ее можно для объезда препятствия.

Тут пошли праздники, Новый Год, Рождество. После <каникул> я, полная уверенности в себе, снова села за руль. И... поняла, что я все забыла! На эстакаду заехала до середины и скатилась задним ходом вниз (нажав сцепление, конечно). Инструктор: <Ну, опять крадешься?! Машине не хватает оборотов!>
Второй раз - и снова не выехала! И третий! Да что такое?!!
Четвертый раз уже так газанула, что машина прямо выскочила на эстакаду! Опять плохо! Не могу, не чувствую педаль газа - не понимаю, много жму или мало!
Домой шла - прямо ревела. Все было хорошо, и тут такой облом! А дома успокоилась и вспомнила об одном приборе - тахометре. Точно, он же показывает, на сколько оборотов я газую!
Стартовать можно, когда стрелка на тахометре показывает около 20, а на горку надо под 25 жать (т.е. 2500 оборотов в минуту)! И ни в коем случае не уменьшать обороты! Нажал на педаль газа и держи - вали на горку, пока не заедешь. Так же и с ручника ехать, когда на подъеме стоишь - даешь 2000 оборотов, сцепление немного отпускаешь, снимаешь с ручника и едешь. Тогда машина не покатится назад, разве что совсем немного.

На следующий день инструктор был доволен. На радостях показал мне еще один <приёмчик>. Задание <разворот> - задним ходом, руль влево, остановка - и вперед, направо, на выезд из тренировочной площадки. Так вот, когда автомобиль уже остановился, желательно руль не крутить - трутся колеса. Выкручивать руль в нужную сторону надо до остановки машины. Тогда и движение начинать будет намного удобнее. То есть, схема разворота должна быть такой: задним ходом, руль влево, перед остановкой руль вправо, остановка, и вперед, направо, на выезд.

И вот, настал экзамен по теории. 90 билетов по 20 вопросов в каждом. Правила дорожного движения, устройство автомобиля, медицина и необходимые юридические моменты. В мои 35 с половиной лет это, скажу я вам, серьезная нагрузка. Большинство вопросов, в принципе, не сложные. Если знаешь правила, естественно. Но есть и такие, где не пригодятся ни логика, ни жизненный опыт. Ответы на них надо зазубрить - и точка! До экзамена я не успела разобраться 10 билетами, и надо же, попался один из них. Так что первый раз экзамен я завалила - сделала 4 ошибки в 20 ответах (а можно только 2). Расстроилась, конечно... Но на пересдачу шла уже подготовленной, и без единой ошибки экзамен был сдан!
Впереди - экзамен по теории и практике вождения в ГИБДД. Волнуюсь, кончено, но паники нет. Все-таки 2,5 месяца занятий бесследно не прошли.
Своего автомобиля пока что не имею, но на машинах знакомых уже езжу. Особенно понравился бус <Мерседес> с автоматической коробкой передач. Едешь, как на троне, хотя эта машина довольно широкая и надо держаться ближе к разделительной полосе, чтобы не скакать по ухабам на обочине.
На этом бусе я, кстати, чуть не попала в ДТП. Ехали мы со Львова в Ивано-Франковск. Недалеко от Рогатына в одном селе дорога шла на спуск, а внизу был крутой поворот направо. Я, не спеша, спускалась и вдруг перед самым поворотом навстречу выскакивает легковушка и прёт прямо по моей полосе, прямо мне в лоб! Я чудом рванула руль в нужную сторону - направо. Мой пассажир (владелец буса) и глазом не моргнул, а у меня два дня потом, как вспомню, так внутри все холодело. Да, на дорогах бывает разное, а соображать надо быстро.

Но все-таки езда на автомобиле - это огромное удовольствие! Это азарт, это какая-то эйфория. Напоминает классные виртуальные игры, вот только жизнь всего одна. Это свой мир, свои правила, свой дорожный <этикет>. Это новый уровень, новая реальность, и я туда обязательно прорвусь!...

 

Вера Стребиж,
г. Ивано-Франковск, Украина.

Автоледи
21.12.2011
Другие статьи
Как научиться парковаться? Учимся стоять на автомобиле! Как научиться парковаться? Учимся стоять на автомобиле!
На протяжении почти 7 тысяч лет люди ездили на лошадях, а вот автомобилями управляем мы лишь последнюю сотню лет. Привязать коня у салуна когда-то было намного проще, чем припарковать сегодня высокотехнологичное транспортное средство. Парковка – это целая наука, которая в определенных ситуациях не прощает ошибок. А правильная постановка автомобиля на стояночное место – это залог вашего спокойствия, целостности автомобиля и благодарности коллег по дороге. Сегодня мы научим вас тому, как правильно парковаться.


Вся статья
Зимняя резина: правила, продиктованные снегом и морозом Зимняя резина: правила, продиктованные снегом и морозом
Если вы уже задумались о том, во что «обуть» свой автомобиль на зиму, мы расскажем вам о трендах этого сезона, поможем с выбором и сориентируем в понимании вопроса. Итак, зимняя резина – способ обезопасить себя и своих близких.


Вся статья
Регистрация