Пренебрежительное отношение к женщинам – водителям со стороны сильного пола в нашей стране в основном базируется на основе манеры езды предельно малого числа женщин с комплексом величия, получивших от мужей или любовников автомобили вместе с купленными правами. К сожалению, пока в России из-за небольших доходов населения автомобили не столь доступны по цене, как в других развитых странах мира, и лучшая большая часть женского населения страны еще не использует преимущества личного автотранспорта. В то же время в США число женщин-водителей понемногу приближается к количеству водителей-мужчин, причем по оценкам экспертов женщины почти в два раза меньше попадают в ДТП, чем мужчины, а в Англии страховые компании еще с начала нового тысячелетия ввели значительные льготы при страховании автомобилей, принадлежащих женщинам, как более безопасной категории водителей.
Муссируемые в Сети психологические отличия женщин и мужчин, безусловно, оказывают влияние на обучение вождению и манеру езды, но следует признать, что в большей степени значимость половых признаков для характеристики безопасного водителя надумана. Основным проблемным отличием женщин от мужчин при обучении вождению является характерное для прекрасной половины человечества свойство надежно и быстро фиксировать в памяти любые детали, связанные с изменением эмоционального состояния, но очень малая способность к логическому анализу. Так, женщина через два-три и более десятка лет может вспомнить свой первый поцелуй, подаренный ей букет, ссору с любимым и т.д., но вряд ли просчитает возможные комбинации ходов в шахматной партии или проанализирует, что может произойти в случае полной блокировки переднего привода при экстренном торможении на скользкой дороге.
Отчасти поэтому опытные условно разделяют обучение вождению женщин и мужчин по оптимальным способам подачи и отработки материала, причем главной своей задачей видят не доведение рефлекторных движений до автоматизма, а формирование в женщине уверенности в своих силах при максимально возможном единении с автомобилем. По сути, управление автомобилем больше рефлекторно-интуитивный, чем рефлекторно-логический процесс и даже профессиональные водители-мужчины чаще всего выходят из сложного положения на дороге благодаря опыту и интуиции, которая и является прерогативой женщины. Но вот характерная для многих женщин неуверенность в своих силах создает иногда парадоксальные ситуации, когда нужно оперативно принимать действенное решение, а женщина-водитель полностью бросает управление, уповая на других водителей, Бога, черта, судьбу, но только не на саму себя.
Этот психологический барьер вполне преодолим для подавляющего большинства женщин, а несколько более длительная, чем у мужчин реакция у женщины эффективно компенсируется повышенной осторожностью при езде. Самодостаточные и уверенные в своих силах женщины, как правило, не идут на авантюры типа «авось» при езде в транспортном потоке, не участвуют в бездумных и опасных гонках, не переезжают железнодорожные переезды при закрытом шлагбауме или предупредительных звуковых/световых сигналах, не садятся за руль нетрезвыми.
Еще одним важным моментом обучения вождению женщин профессиональные автоинструктора считают развитие «периферийного» зрения и способности автоматически использовать для обзора зеркала бокового и заднего вида. Главный принцип безопасного движения – «не видишь - не едь» постигается женщинами так же хорошо, как и мужчинами, но вот приоритет «прямого» зрения у женщин зачастую если и не мешает, то ограничивает возможности маневрирования, а это важно на оживленных городских магистралях крупных городов.
Трудно решаемыми женскими проблемами остаются большая, чем у мужчин утомляемость за рулем, что связано в основном с высоким эмоциональным напряжением, а также нежелание (но не неумение!) хоть в азах разобраться с техническими возможностями автомобиля, отчего нередко автомобиль буквально насилуется, до еще и с обидой, что машина «не хочет» выполнять желания хозяйки. В целом можно сказать, что женщины обучаются вождению отнюдь не хуже большинства мужчин, причем после получения прав сообщество автомобилистов, как правило, получает неплохого осторожного водителя, всегда готового к дополнительному обучению, уступкам в отношении других участников дорожного движения и предельно корректного в отношениях на дороге.