Поведение автомобиля на традиционных для нашей страны зимних и летних дорогах настолько различно, что полностью сымитировать условия езды зимой в летний период наверняка не удастся ни одному из профессиональных инструкторов по вождению.
Так, например, обычный прием пробуксовки колес для улучшения сцепления с дорожным покрытием в грязи или на мокрой дороге в летний/осенний/весенний период зимой может привести к заносу задней оси заднеприводного автомобиля, сносу передних колес переднеприводной модели и мало предсказуемому скольжению всех четырех колес в полноприводном автомобиле. Обычные торможение или разгон на зимней дороге становятся экстремальными, а маневр поворота максимально усложняется большими рисками заноса, сноса или скольжения.
К позитивам зимней езды можно условно отнести меньшую загруженность магистралей благодаря тому, что многие автолюбители предпочитают «консервировать» свои автомобили в гаражах до «хорошей» погоды, а также полную независимость от общественного транспорта, который обычно для всех наших городов ходит с большими перебоями из-за неожиданного (!) ухудшения состояния дорог. Вместе с тем относительная свобода на дорогах полностью нивелируется сложным управлением собственного автомобиля и огромной непредсказуемостью поведения автомобилей других участников дорожного движения.
Безусловно, ждать зимы, чтобы брать уроки вождения с перспективой зимней езды это nonsense, но тогда весьма актуальным становится вопрос, как приблизить обучение вождению летом (осенью, весной) по условиям к зимнему периоду года. Однозначного ответа на этот вопрос определенно не существует и решает проблему по-своему. Здесь нужно подчеркнуть, что летом даже за дополнительную оплату в автошколах, как правило, не удастся продуктивно решить проблему обучения вождения для безопасной езды в зимний период. Инструктора по вождению в автошколах чаще всего инертны в новациях и, имея большой опыт по мелкому разводу клиентов на деньги за счет дополнительных уроков вождения для отработки каких-либо «нужных» маневров, вышибанию комиссионных при поездках в город по нетрадиционным маршрутам, сдачи внутреннего экзамена и т.д. предпочитают не «заморачиваться» с нетипичным для сезона обучением вождению.
Более уступчивы в этом отношении частные автоинструктора, которые могут проводить в разное время суток, на различных маршрутах и с разными погодными условиями. Эксперты признают, что максимально приблизить езду летом к управлению автомобилем в зимний период можно, если уроки вождения проводить в дождь, когда сильно снижено сцепление протекторов с дорожным покрытием, а добиться эффективных, ощутимо влияющих на управление автомобилем, заносов, сносов и скольжения реально на мокрой дороге при грамотном увеличении скорости автомобиля. В этих ситуациях, хотя и с определенными оговорками можно отработать приемы дросселирования (управления акселератором) для вывода автомобиля из заноса, сноса, скольжения, обучить навыкам управления тормозом, газом и рулевым колесом при экстренном торможении, разгоне, входе в поворот и движении по радиусу.
Безусловно, для этого должны быть специально подобраны соответствующие маршруты, свободные от другого транспорта, а уроки вождения по общей продолжительности – максимально увеличены до получения надежных навыков управления автомобилем с конкретным приводом на скользкой зимней дороге. Вместе с тем, здесь нужно полностью отдавать себе отчет, что полученные навыки вождения хотя и будут огромным подспорьем при поездках в зимний период, но не являются абсолютными, а нуждаются в корректировке при поездках по заснеженным дорогам даже на шипованной резине и с минимальным количеством транспорта на дорогах.
Каждый прием управления должен быть опробирован на личном автомобиле в реальных зимних условиях вождения, отработан сначала на «малолюдных» дорогах и только потом можно будет считать себя готовым для внесезонных поездок.