В 2013 году у нас в стране был дан старт реформе образования водителей, итог которой подводят только сегодня.

Ни для кого не секрет, что многие будущие водители с известной долей халатности относятся к учебе в автошколе. Именно это, считают в Госавтоинспекции, и является причиной высокой аварийности на российских дорогах. Реформа, стартовавшая два года назад, направлена на то, чтобы снизить уровень ДТП, происходящих по вине начинающих автомобилистов.

Уже на протяжении нескольких месяцев СМИ шумят о том, что в скором времени сдачу экзаменов в ГИБДД будет регулировать новый административный регламент. Недавно появились и первые официальные тому подтверждения. Так, Владимир Колокольцев, возглавляющий МВД РФ, подписал соответствующий приказ, который наберет силу через 10 дней после публикации в официальных источниках. Объемный документ на 90 страниц уже направлен в Минюст для прохождения регистрации. Это и завершит реформу, которая была начата в 2013-ом.

Государство усложняет процедуру получения прав
Фото rbc.ru

Будущие водители будут неприятно удивлены нововведениями, так как ГИБДД постаралась максимально усложнить правила экзаменирования, придумав не только новую балльную систему при вождении по городу, но и новые упражнения, которые необходимо выполнить на площадке.

«Я сам» не пройдет

Если в прошлом закон разрешал готовиться к предстоящим экзаменам самостоятельно, то теперь у будущих водителей такой возможности нет. Всем без исключения теперь нужно обязательно проходить курс специализированного обучения.

Нововведения для экзаменаторов

Сегодняшний экзаменатор становится более профессиональным: принимать экзамен может лишь то лицо, которое достигло 25-летнего возраста, и у которого есть высшее образование. Кроме всего прочего, экзаменатор обязан иметь права той категории, по которой принимается практический экзамен, а также стаж вождения не менее 5 лет.

Теория на практике

Экзаменационные правила: невременные трудности

Напомним, что на сегодняшний день ученики автошкол при сдаче экзамена должны пройти три этапа: теоретический, площадку (владение базовыми навыками вождения) и город. Для того чтобы подтвердить наличие достаточных теоретических знаний, курсанту необходимо ответить на 20 вопросов при двух допустимых ошибках. Реформа вводит новую схему, по которой после каждой ошибки нужно будет ответить на 5 дополнительных вопросов, входящих в тот же тематический блок.

Теоретический экзамен принимается исключительно с использованием аппаратно-программного комплекса
Фото debyut-avto.ru

В методике проведения теоретического экзамена появилось два новых пункта – 16-й и 17-й. Согласно первому, в случае если при ответе на вопросы билета кандидат в водители допустил лишь одну ошибку или в отведенное время не ответил на 1 вопрос, ему дают возможность в течение 5 минут ответить на 5 дополнительных вопросов. При этом они выбираются из той же группы, что и тематический блок, при ответе на вопросы которого кандидат в водители допустил ошибку или не дал ответ.

Пункт 17 гласит, что в случае если при ответе на вопросы билета кандидат в водители допустил две ошибки или в отведенное время не ответил на 2 вопроса в разных тематических блоках, или же допустил одну ошибку и не ответил на один вопрос в разных тематических блоках в отведенное время, ему дают возможность в течение 10 минут ответить на 10 дополнительных вопросов. Вопросы выбираются из тех же групп, что и тематические блоки, при ответе на вопросы которых кандидат в водители допустил ошибки или не дал ответы.

Если же будущий водитель за отведенное время не справился с дополнительными вопросами, ему выставляется оценка «Не сдал».

Площадка: игры в большую дорогу

Что касается площадки, то сегодня при сдаче экзамена на получение прав категории «В» нужно выполнить три варианта упражнений. Введение новых правил увеличивает количество упражнений до пяти. Общий список тестовых заданий тоже набрал в весе, увеличившись с 10 до 17 упражнений. Например, к концу текущего года будущего водителя могут попросить выполнить «Скоростное маневрирование» – на участке протяженностью 80 м объехать 5 конусов за 25 секунд.

Новый регламент предлагает следующие комплексы испытательных упражнений:

Для кандидатов в водители транспортных средств категорий «М» и «А» и подкатегории «А1»:

▪ упражнение «Парковка и выезд с парковочного места»;
▪ 3 упражнения комплекса «Маневрирование в ограниченном пространстве, торможение и остановка на различных скоростях»;
▪ упражнение «Остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров».

Для кандидатов в водители транспортных средств категорий «В», «С» и «D» и подкатегорий «В1», «С1» и «D1»:

▪ упражнение «Остановка и начало движения на подъеме»;
▪ 2 упражнения комплекса «Маневрирование в ограниченном пространстве»;
▪ упражнение «Въезд в бокс задним ходом»;
▪ упражнение «Парковка задним ходом и выезд с парковочного места»;
▪ упражнение «Проезд регулируемого перекрестка» (на автоматизированных автодромах).

Для кандидатов в водители транспортных средств категорий «ВЕ», «СЕ» и «DE» и подкатегорий «С1Е» и «D1E»:

▪ упражнение «Сцепление и расцепление прицепа с тягачом»;
▪ упражнение «Движение и маневрирование задним ходом, парковка и выезд с парковочного места»;
▪ упражнение «Парковка для погрузки/разгрузки и выезд с парковочного места» (для категории «СE» и подкатегории «С1E»);
▪ упражнение «Маневрирование в ограниченном пространстве и остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров».

В машине во время экзамена на площадке имеет право находиться только кандидат в водители
Фото 1gai.ru

Согласно новому регламенту, в транспортном средстве во время сдачи экзамена может находиться только кандидат в водители. При этом все его действия экзаменатор будет фиксировать снаружи, а средства видеофиксации – внутри салона. Это еще одно свидетельство того, что нововведения достаточно «сырые», чтобы вызвать бурю возмущения интернет-пользователей.

Стоит отметить, что последовательность всего комплекса испытательных упражнений определяет экзаменатор, исходя из схемы организации движения на закрытой площадке или автодроме. При этом срок приема экзамена у одного кандидата ограничен двадцатью минутами.

Скоростное маневрирование – «камень преткновения» даже для многих инструкторов
Фото moto-a.ru

Есть еще нюансы касательно времени. Теперь будущие водители должны быть достаточно шустрыми для того, чтобы уложиться в тот лимит времени, который предоставляет им новый регламент. Например, мотоциклист должен справиться со скоростным маневрированием всего за 35 секунд, пройти габаритный коридор за 15 секунд и «провилять» «змейку» за 20.

Для тех, кто сдает на права категории «В» все не так печально, как для байкеров – на прохождение каждого упражнения им дается около 2 минут. Но есть и своя ложка дегтя в этой бочке меда: на проезд регулируемого перекресткам отводится не более 30 секунд.

Байкерам придется теперь выполнять упражнение «Парковка и выезд с парковочного места»
Фото ktonaavto.ru

Вы представляете, во что превращается экзамен? Кандидат в водители, находясь в полном одиночестве в салоне авто и пребывая в состоянии вполне объяснимого стресса, должен «спешить», если не хочет, чтобы водительское удостоверение стало предметом ожидания пересдачи.

Практика на дороге

Экзамен на большой дороге практически не изменился, хотя не обошлось и без нововведений, которые можно назвать важными. К примеру, кандидат в водители во время экзамена должен двигаться с максимально разрешенной скоростью. Иными словами, он должен влиться в транспортный поток. Согласитесь, это довольно сложно, если учесть, что неделю назад можно было обдумывать свои действия на скорости 30 км/ч. Но, как говорится, дорога ошибок не прощает, а Москва слезам не верит.

Но есть и приятные новости – инспекторам теперь запрещено провоцировать кандидата в водители на то, чтобы он нарушил ПДД. То есть теперь они не смогут скомандовать «Остановись здесь» или «Да не пропускай ты пешехода». Команды должны звучать исключительно следующим образом: «самостоятельно выберите место для парковки и припаркуйтесь» или «самостоятельно выберите место для разворота и развернитесь».

Кандидатам в водители легковых автомобилей придется легче, чем мотоциклистам – им на каждое упражнение отведено до 2 минут
Фото gazeta-novosti-zyablikovo.ru

Еще одно немаловажное изменение регламента сдачи практического экзамена в условиях реальной дороги касается обязательных маневров. Теперь кандидат в водители обязан совершить хотя бы один обгон или одно опережение за время сдачи экзамена.

Как известно, в городе экзаменуемым за каждую ошибку начисляются штрафные баллы (1, 3 и 5) в зависимости от допущенного нарушения, которое может быть мелким, средним или грубым. При наборе 5 баллов экзамен считается несданным. Так какие же изменения коснутся городского этапа экзамена ГИБДД?

Ужесточается сама балльная система. В качестве примера можно привести ситуацию, когда экзаменатор требует совершить разворот на ближайшем перекрестке, а водитель игнорирует это требование. Такое нарушение будет квалифицироваться как грубое, потому за него насчитают 5 штрафных баллов, что означает пересдачу. Непристегнутый ремень безопасности обойдется в 3 балла «экзаменационной неустойки», а заглохший при старте двигатель будет стоить ровно 1 штрафной балл. Кроме того, если раньше экзамен включал 9 заданий, то реформа МВД расширила их список двумя новыми: «Проезд железнодорожного переезда» и «Разворот за пределами перекрестка».

Ниже мы приводим контрольную таблицу с указанием типичных ошибок, штрафных баллов и пунктов ПДД, которые соответствуют той или иной ошибке.

Ошибки

Пункты ПДД, соответствующие ошибкам

Штрафные баллы

Грубые

Кандидат в водители не уступил дорогу или создал помеху ТС, у которых есть преимущество

3.2, 8.1, 8.3 - 8.5, 8.8, 8.9, 8.12, 11.7, 13.4 - 13.6, 13.8, 13.9, 3.11, 13.12, 15.1, 18.1, 18.3

5

Кандидат в водители не уступил дорогу или создал помеху пешеходам, у которых есть преимущество

8.3, 13.1, 13.8, 14.1, 14.3, 14.5, 14.6

5

Выезд на полосу встречного движения (кроме случаев, когда это разрешено) или на трамвайные пути встречного направления

8.6, 9.2, 9.3, 9.6, 9.8

5

Проезд на запрещающий сигнал регулировщика или светофора

6.2 - 6.4, 6.7, 6.9, 6.10

5

Невыполнение требований знаков приоритета, предписывающих и запрещающих знаков, дорожной разметки 1.1 и 1.3, а также знаков особых предписаний

Приложения 1 и 2

5

Пересечение стоп-линии (разметки 1.12) при остановке при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале регулировщика/светофора

6.13, Приложение 2

5

Нарушение правил выполнения обгона

11.1 - 11.4

5

Нарушение правил выполнения поворота

8.5 - 8.7

5

Нарушение правил выполнения разворота

8.8 и 8.11

5

Нарушение правил движения задним ходом

8.12

5

Нарушение правил проезда ж/д переездов

15.1 - 15.4 и 12.4

5

Превышение установленного скоростного лимита

10.1 - 10.4

5

Непринятие возможных мер к снижению скоростного режима вплоть до полной остановки при возникновении опасности для движения

10.1

5

Средние

Нарушение правил остановки

12.1, 12.2, 12.4, 12.7, 12.8

3

Кандидат в водители не подал сигнал световым указателем поворота перед началом движения, поворотом/разворотом, перестроением или остановкой

8.1

3

Невыполнение требований информационно-указательных знаков и знаков особых предписаний, дорожной разметки (не касается разметки 1.1, 1.3, 1.12)

Приложения 1 и 2

3

Неиспользование в установленных случаях аварийной световой сигнализации или знака аварийной остановки

7.1 и 7.2

3

Выезд на перекресток при образовавшемся заторе и создание помехи движению ТС в поперечном направлении

13.2

3

Непристегнутый ремень безопасности или же перевозка пассажиров, которые не пристегнуты ремнями

2.1.2

3

Мелкие

Несвоевременная подача сигнал поворота

8.2.

1

Нарушение правил расположения ТС на проезжей части

9.3, 9.4, 9.7 - 9.10

1

Выбор скоростного режима без учета дорожных и метеорологических условий

10.1

1

Движение без необходимости с малой скоростью и создание помехи другим ТС

10.5

1

Резкое торможение при отсутствии необходимости предотвращения ДТП

10.5

1

Нарушение правил пользования внешними световыми приборами/звуковым сигналом

19.1 - 19.5, 19.8,19.10

1

Допущение иных нарушений ПДД

 

1

Неправильная оценка дорожной обстановки

 

1

Игнорирование зеркал заднего вида

 

1

Неуверенное пользование органами управления ТС, а также отсутствие плавности движения

 

1

Заглохший двигатель при начале движения

 

1

Равенство водительских прав

Изменения коснутся и внешнего вида выдаваемых водительских удостоверений, в которых появятся специальные отметки касательно ограничений к управлению транспортным средством. Ниже мы приводим список отметок:

▪ МС – право управлять автомобилем только с ручным управлением (для инвалидов);

▪ АТ – право управлять автомобилем только с автоматической коробкой передач;

▪ GCL – право управлять автомобилем только в очках или в контактных линзах, корригирующих зрение;

▪ HA/CF – право управлять автомобилем только со слуховым аппаратом.

В правах появятся специальные отметки, касающиеся ограничений к управлению ТС
Фото v-kurse.ru

Время – деньги: отсчет пошел

Реформа образования водителей коснулась и времени, отводимого на проведение всех процедур. Так, с момента подачи гражданином заявления до получения прав категории «А» и «М» должно пройти не больше 2 часов 10 минут. Для получения удостоверений категорий «B», «C», «D» и «Е» полагается дополнительный час – 3 часа 10 минут.

Оцени оценщика

Новым административным регламентом по проведению экзаменов на право управления ТС предусмотрено по итогам выдачи водительских прав оценку качества предоставленных услуг. Теперь новоиспеченным водителям будут предлагать оставить номер своего мобильного для того, чтобы с ним мог связаться оператор. В режиме телефонного разговора будет проводиться опрос о качестве оказанной услуги по проведению экзаменов и выдачи удостоверения. В частности, у водителей будут спрашивать о времени предоставления услуги, а также о том времени, которое пришлось провести в очереди, о том, насколько компетентен и корректен был сотрудник при предоставлении услуги, о комфорте помещений, а также о доступности изложения информации, касающейся предоставления услуги.

Реальное положение дел

Напомним, что в 2013 году стартовала реформа образования водителей, в рамках которой уже в 2014-ом Минобрнауки были утверждены новые программы и существенно ужесточены требования к автошколам. В результате этого около 25% учебных заведений потеряли право на преподавание.

Эксперты рынка отмечают, что нововведения все еще далеки от реальности. К примеру, многие инструкторы жалуются на то, что сами не могут выполнить некоторые упражнения, входящие в новый экзаменационный лист. Говоря проще, в данном случае поговорка «Тяжело в учении – легко в бою» не работает. Будущие водители, отучившиеся в автошколе, не готовы к условиям реальной дороги, на которой зачастую правила диктуют обстоятельства.

Также представители автошкол сетуют на то, что новая программа подготовки водителей не дает возможности обучать безопасному вождению. Нет такого критерия на экзамене, а оценка умений и навыков осуществляется исключительно в рамках действующих ПДД.

Ликовать по поводу сданных экзаменов россияне теперь будут реже
Фото ru.mywishboard.com

Выводы

Реформой недовольны как владельцы автошкол, так и простые россияне, у которых пока еще нет водительских прав. Первым пришлось набирать новый персонал и закупать новейшее оборудование, а вторые раздосадованы по поводу того, что обучение стало дороже, а права получить теперь будет значительно труднее.

ГИБДД планировала ввести пошлину за сдачу каждого экзамена и тем самым простимулировать учащихся готовиться к сдаче более качественно. Однако против такой инициативы выступило Министерство финансов.

Новость подготовлена по материалам КоммерсантЪ, БФМ.РУ, Межрегиональная ассоциация автошкол (МААШ), Автогаи.ру

Другие интересные новости

Будущих водителей будут готовить по новым программам Будущих водителей будут готовить по новым программам
Минобрнауки опубликовало на своем сайте приказ, которым утверждаются новые программы обучения водителей в автошколах.


Вся статья
5 ноября 2013 изменились правила сдачи экзамена на получение водительских прав 5 ноября 2013 изменились правила сдачи экзамена на получение водительских прав
В России вступили в силу изменения в закон «О безопасности дорожного движения».


Вся статья
Регистрация